gekkon12 (gekkon12) wrote,
gekkon12
gekkon12

Category:

Не ошибка, а лучшее проявление человека

Сергей Братченко. Психолог

Вопрос качества альтернативного образования значится как один из основополагающих.

Самое главноекаким становится человек после получения образования, какой жизнью он начинает жить. Это есть гуманитарное качество.

Я часто проводил с учителями и директорами семинары, где просил назвать качества, которые они считают самыми важными по жизни. Люди неизменно создавали почти один и тот же список, где значились здоровье, способность любить себя и других, интерес к жизни, ответственность, доброта. А развивает ли их у детей наша школа? Интуитивно мы понимаем, чего нам нужно от школы, но отдаем человека в систему образования, отнимающую у него детство и дающую ему то, что напрямую не связано с жизнью, которую он проживет. Школа не только не развивает эти качества, а наносит им существенный урон.

Ключевой момент, определяющий происходящее в школе, – те ценности, на которых построена данная система образования. Ценности определяют в жизни человека все. Это отправная точка любых изменений. В зависимости от ценностей мы выбираем цели.

Какие реальные ценности действуют в традиционном образовании?

Ценность нормативности. Выдвигаются определенные стандарты – знаний, поведения, внешнего вида, идей. Чем ближе ты к этому стандарту, тем лучше: тем больше тебя хвалят и тем больше ты получаешь.

Ценность управляемости – ты должен быть управляемым, послушным.

Ценность одинаковости. Многолетний крик по школе: «Ты что, лучше других?! Ты что, не такой, как все?!» И ребенок шепчет: «Нет-нет, такой же! Что вы, и в мыслях не было!»

Что такое альтернативные ценности?

Ключевая – ценность личного достоинства: самоуважение человека и наше уважение к нему. Есть выражение: «Личность важнее проблемы». Даже если человек не решил задачу, я не могу его за это унизить, потому что достоинство важнее любого учебного успеха.

Вторая ценность – творчество. Чем больше ты делаешь своего, чем чаще выходишь за рамки, тем ты лучше и сильнее. У нас же уроки по творческим дисциплинам – просто смех сквозь слезы. «Ты почему елочку нарисовал не так, как нужно?» – и снижают оценку. Какой же это урок творчества!

Третье – это ценность индивидуальности, понимание своих особенностей, право быть собой. В альтернативной школе это воспринимается не как ошибка или отклонение, а как естественное, лучшее проявление человека.

Качество образования прежде всего описывается через это. Дальше – стиль общения, атмосфера, используемые технологии. Они вытекают как следствие и потому вторичны. Более того, если направить их на другие цели, и работать будут по-другому: одна и та же технология совершенно в разном ценностном контексте приведет к разным результатам. То, что выдаст авторитарная система, никогда не допустит человеческая, гуманитарная.

***

Альтернативные школы замечательны прежде всего созданием эффективной мотивации к учебе. Но нередко решить эту задачу, а также найти сообщество для внеучебной жизни человека удается помимо школы. В этом случае излишнее время, проведенное в школьном коллективе, фактически оказывается потерянным и, хуже того, может напрочь убить интерес к учебе

Tags: Альтернативные школы, Проблемы образования, альтернативное образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments