gekkon12 (gekkon12) wrote,
gekkon12
gekkon12

Categories:

Что такое самообразование?

Настоящее образование есть только самообразование и оно начинается, когда человек прощается со всеми школами.  Д. И. Писарев

  Самообразование это  - образование, получаемое вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала.

Преуспеть в современном мире без самообразования невозможно, также невозможно без него  и формирование правильного мировосприятия, и ориентации в нашем постоянно изменяющемся далеко несовершенном мире, ибо надо знать и существующие альтернативные течения, науки, предметы, не затрагиваемые современной политизированной системой образования.

Человек в  современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, а для этого необходимо систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания. Самообразование становится сегодня актуальной проблемой как для ученика, так и для  учителя. Учитель  должен превратиться из информатора в организатора учения. 

Необходимо помнить, что школьные знания – это только фундамент науки, который не может предоставить ученикам знаний, необходимых им в практической деятельности.

Если кто-либо из учащихся думает, что ему хватит знаний, полученных в образовательном учреждении, и больше не нужно их улучшать, то стоит сказать, что он сильно ошибается.

Д.И. Писарев писал, что важно получать знания в школе и еще важнее получать их, когда заканчиваешь учиться. Помимо этого, учение после выхода из школы по многим параметрам (результатам, влиянию и др.) превосходит первое. Что же может подвигнуть человека работать над собой, двигаться вперед, увеличивать свои возможности и расширять свои знания? Ответ гораздо проще, чем мы думаем!

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Современная педагогика считает формирование умений и навыков самообразования высшим этапом обучения и одним из необходимых условий осуществления непрерывного образования.

Самообучение является аналогом обучения. Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Здесь огромную роль играет внутренний мир человека: не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, а также умение учиться не только учителя, но с помощью книг, у других людей, у природы. Самообучение основывается на потребности в знаниях.

Для развития умственной самостоятельности, как основы самообучения, человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность. Основополагающими являются анализ и оценка результатов учебной деятельности. Средствами являются самоанализ и самооценка. Последняя позволяет не только определить успешность своих действий, но и определить, на что направить основные усилия в будущем. Следовательно, оценка не только контроль, но и стимул действия, в отличие от отметки, которая часто является формальным выражением оценки и ее обозначением, оценка является необходимым содержательным элементом в структуре учебной деятельности. Поэтому умение оценить себя – сильный фактор активизации самостоятельной учебной деятельности.

Возрасты самообразования.

Каждые пять-семь лет сознание человека, способы его мышления, тип воображения должны изменяться, освежаться. Это происходит через смену способов познания, объектов и методов исследования.

Ведь с возрастом человек не только определяется, но и «кристаллизуется», отбрасывая «лишние» интересы, уничтожая несовершенные намерения — отказываясь от нереализованных вариантов развития; так делают деревья, сбрасывая нижние, юношеские ветви, отсыхающие с годами. Но у дерева и человека спирали развития различны.

В каждой профессиональной среде установились и бытуют свои представления об оптимальном времени, в которое человек может плодотворно заниматься той или иной работой. Распространена точка зрения, что каждые шесть лет вообще следует менять место службы. Однако, даже и не конкретизируя так точно, необходимость смены деятельности признают все.

Так вот, самообразование — постоянный процесс, уравновешивающий «профессиональный кретинизм» и ведомственный эгоцентризм с широким движением общекультурной, гуманистической мысли, с объективным движением общества.

Главная задача самообразования – самостоятельное развитие и совершенствование личности для максимальной подготовки ее к жизни; построение личности, способной не только познавать существующий мир, но и целенаправленно изменять его к лучшему.

В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются.

В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения:

ставить цели, определять средства и способы их достижения, понимать смысл поставленной задачи, анализировать и оценивать собственную деятельность,  расставлять смысловые акценты;

быть восприимчивым к окружающей действительности, критичным и самокритичным в оценке собственных действий и поступков окружающих;

осуществлять сознательный выбор и нести за него ответственность;

использовать имеющиеся и вырабатывать новые приемы внутреннего стимулирования самообразовательной деятельности, создавать на этой основе действенный инструментарий самовоздействия и самоподдержки;

расширять личностные образовательные интересы и потребности.

Подлинное самообразование невозможно без хорошо сформированной культуры умственного труда системы рациональных способов умственной деятельности, состоящей прежде всего из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний.

Для этого необходим достаточно высокий уровень развития восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, креативности, всех компонентов саморегуляции. Поэтому формирование культуры самообразования немыслимо без развития познавательных, творческих и рефлексивных способностей.

По мнению Г.М.Коджаспировой под культурой самообразования принято понимать как высокий уровень развития всех компонентов самообразования, так и систему способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления целостной познавательно-созидающей деятельности (от самообучения до формирования определенных качеств личности).

 

Самообразование и геронтология

Геронтоло́гия (от др.-греч. γέρων — «старик» и λόγος — «знание, слово, учение») — наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним (омоложение).

Старость, пожилые годы — эпоха, по определению, просветительская. Старость — один из пиков самообразования. И этот парадокс по-своему объясним. Утеряв многие деловые и прагматические связи с миром, пожилой человек ищет способы укрепления душевной, внутренней связи с ним. Как и все живое, он сохраняет в себе потребность обновляться. Теперь и того и другого он может достичь, только набирая новые знания.

Эпоха «золотой осени», мудрой поздней зрелости человека может иметь очень разную протяженность. Но для многих людей эта длительность осени связана с активностью интереса к миру. Вспыхивающая во многих и многих поздняя страсть к наукам и искусствам, к чтению и смотрению передач, к историческим расследованиям и переписке со знаменитостями — вовсе не прихоть. Пожилые люди создают этим возможность активного соприкосновения с миром. Самообразование становится образом их жизни, ее смыслом, ее энергией, спасением от бед и недугов. Занятие самообразованием превращается в стимул к существованию.

Психологическую функцию, — самообразование исполняет не только в старости.

Познание всегда — акт эмоциональный. Шквал любопытства, недоверия, изумления, даже потрясения, который оно в себе несет, сродни тем потрясениям, какие таит в себе искусство. Сочетание, наложение этих бурных эмоций познания приводит человека к эмоциональному подъему. А вместе с ним нередко возникает чувство внутреннего просветления и очищения, которое по отношению к искусству называется катарсис. Этот термин — катарсис — уходит своими корнями в питательную благословенную почву древнегреческой эстетики и философии. Великие греки уважали в нем идею об очистительном воздействии искусства на человеческую душу.

Платон верил, что переживание катарсиса способствует освобождению духа от несносных телесных пут. Аристотель поместил понятие катарсиса в ряд центральных «несущих» конструкций своей «Поэтики». Как и старшие греки, он высоко ставил катарсис, возлагал на это состояние, переживаемое человеком в момент восприятия искусства, особые надежды, видя в нем средство воспитательное, очистительное. Переживая катарсис, люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, получая при этом «безвредную радость». К сожалению, в «Поэтике» нет достаточно полного, однозначного определения сущности катарсиса, что, естественно, вызвало бурную длительную полемику среди исследователей.

Нет окончательной ясности в понимании катарсиса и до сих пор. Одни трактуют это состояние чисто эстетически, другие склонны к более широкой, этической его трактовке (среди последних заметное место принадлежит Г. Лессингу). К XIX веку появилась новая точка зрения — близкая скорее к медицинской, понимающая катарсис как «облегчение» души, наступающее после страстного напряжения (немецкий ученый Я. Бернайс). 3. Фрейд внес свою лепту в трактовку этого вопроса, предложив рассматривать катарсис как один из методов психотерапии.

Прежде всего разумно посмотреть на катарсис с более общих позиций и увидеть в нем черту не только переживания искусства, а некое универсальное свойство человеческой души: очищаться, сопереживая. В этом чудесном качестве отдельного человека — одна из причин выживаемости рода в целом. Жить эмоциями, страстями других людей, сливаться с ними духом, «уходить» всецело в их дела — эта способность человека предопределяет здоровье его души, дает импульс к ее развитию, очищает и раскрепощает личность.

Катарсис — одна из высших кульминационных точек всякого культурного чувства, то есть бескорыстного, познающего сопереживания делам других людей, основанного на солидарности.

В катарсисе человек «выпрыгивает» из своей изолированности, бежит от зоологического эгоцентризма, опутывающего каждого по рукам и ногам, освобождается от томительных личных аффектов. «Секрет» катарсиса в бурном и радостном преодолении себя, данного уровня своего «я». Выходит человек из этой очистительной бури сопереживания обновленным, освобожденным, помудревшим.

Ка́тарсис (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление). Категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно — высший духовно-эмоциональный результат эстетического отношения, эстетического восприятия в целом, эстетического воздействия искусства на человека.

Самообразование необходимо!

Стремление к новым знаниям, духовное этическое развитие, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков и определённых умений - совершенно необходимо для современного человека.

Необходимо заметить, что человек, повышающий уровень своего самообразования, имеет богатый внутренний мир и выглядит более полезным в глазах окружающих его людей. Помимо этого, на сегодняшний день, не представляется возможным найти себе место «под солнцем» без дополнительных знаний. Это значит, что самообразование необходимо совершенно любому человеку.

В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Сам феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы. Оно-то и прокладывает путь к выходу из этого тупика.

Самостоятельное обучение с каждым годом становится все более актуальным и востребованным. Современная жизнь не позволяет людям всех возрастов и профессий растрачивать большое количество времени для посещений очных курсов, или для занятий в техникуме, институте, университете.

Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний. Самообразование — это путь развития как интеллекта, так и личности в целом. Самообразование — свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере. Самообразование — это неформальное бытие человека в знании.

 

Самообразование как вид свободной духовной деятельности — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию. Его важно понимать как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.

Выстраивается цепочка: образование себя средствами Культуры — выстраивание общества вокруг себя средствами своей личности.

 

Особая ценность самообразованияв самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания.

Это тип свободного экспериментирования, духовного поведения.

Самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

 

Программа «ШКОЛА - G» позиционируется нами как МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ самообразовательная программа.

 

Конкретные виды мультимедийного самообразования:

1.        Систематический просмотр определенного  видео материала

2.        Прослушивание аудиокниг

3.         Чтение конкретных электронных и др.  изданий, подписок.

4.         Обзор в Интернете информации по интересующему  предмету.

5.        Работа с образовательными компьютерными программами

 

Источники мультимедийного  самообразования.

1.         Видео, аудио информация на различных носителях

2.        Электронная и др. литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

3.         Интернет

4.        Образовательные компьютерные программы

Самообразование — основа совершенствования личности

Скажем сразу, что мы под самообразованием понимаем систематическую, организованную и самостоятельную учебу личности. Самообразование в широком смысле этого слова является необходимым компонентом всякого учения, в том числе школьного и вузовского.

 

Можно различить, в основном, два вида самообразования в зависимости от его формы и самостоятельности.

Называют эти виды по-разному, но нам кажется, будет правильным назвать — системное и автономное.

Системное самообразование побуждается и направляется учебным заведением (школа, вуз и т. д.). Процесс обучения управляется в основном не обучающимся, а учебными заведениями. Обучающиеся лишь выполняют данное задание или углубляют то, что преподнесено на занятиях. Конечно, и при таком виде самообразования учащийся может выходить за рамки представляемой ему программы знаний и, таким образом, приближаться ко второму, более высокому уровню самообучения.

Под автономным самообразованием мы понимаем такое, когда самосовершенствование, самообучение или изучение какого-либо вопроса побуждается не извне, а из потребностей или интересов самой личности. Человек при этом сам определяет цели самообучения и объем знаний (программу занятий), который должен быть освоен. При автономном самообразовании контроль за ходом учебы выступает в виде самоконтроля, самоотчета и т. д., т. е. этот процесс приближает личность к самоуправлению.

Бесспорно, что в жизни часто приходится сочетать оба указанных вида самообразования. Однако в школьный и вузовский периоды господствует системное, а в зрелом возрасте — автономное самообразование.

 

Программа «ШКОЛА - G» позиционируется нами как АВТОНОМНАЯ самообразовательная программа.

 

По своему содержанию знания разнообразны и выполняют различные функции.

Одни знания расширяют кругозор личности и способствуют формированию мировоззрения, определяющего отношения к различным сторонам внешней действительности и к самой себе, собственной деятельности, — это теоретические знания.

Личность, овладевая такими знаниями, одновременно формирует себя и собственную жизненную позицию. Следовательно, самообразование является в одно и то же время и самовоспитанием.

Особенно это ярко наблюдается при овладении вторым видом знаний — прикладными знаниями о способах деятельности, которые лежат в основе умений и навыков и которые определяют профессиональную готовность личности к труду.

Следует различать и третий вид знаний — это знание того, как приобретать знания. Овладение им обеспечивает высокую эффективность самообразования.

Овладение осознанными действиями как в области теории, так и практики, обеспечивает становление общих способностей, особенно проявляющихся в познавательной деятельности.

Приобретение знаний — сложный самостоятельный процесс, позволяющий активизировать мыслительную деятельность, мобильную волю, формирующий волевые качества, такие как организованность, упорство и настойчивость. Поэтому люди, которые много и интенсивно занимались самообразованием, предстают перед нами не только знающими, но и трудолюбивыми, волевыми.

Таким образом, самообразование — одна из важных составляющих самоуправления и способов всестороннего и гармоничного развития личности. В процессе самообразования развивается не только ум человека, но и произвольное внимание и в целом самостоятельность личности. Все это свидетельствует, что самообразование является процессом, затрагивающим многие сферы человеческой психики и способствующим ее развитию.

   В постиндустриальном обществе сфера знания - ось, вокруг которой организуются новая технология, экономический рост, стратификация общества (Д. Белл).

СТРАТИФИКАЦИЯ — социологическое понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоев

Важность образования в этом типе общества несомненна, и его технологии претерпевают кардинальные изменения. Суть их - в постепенном смещении соотношения "образование — самообразование" к доминантному превалированию последнего. Поэтому отчетливее проявляется тенденция, когда самообразовательные процессы, протекающие стихийно, обретают все более осознанные и рационально организованные формы, а самообразование в качестве неотъемлемой составляющей разнообразных видов деятельности человека обретает доминирующие позиции.

     Эволюция самообразования пойдет также по пути увеличения разнообразия его форм и содержания. «Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по-новому оценим понятие "человек"». Процессы самообразования станут основой переосмысления места и роли человека в обществе, переоценки его интеллектуального, эмоционального, творческого потенциала. Общество, прогрессируя, усложняясь, повысит свои требования и к самообразовательной активности личности. 

Миссия образования – служить самообразованию  
Tags: Что такое самообразование?, самообразование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments