gekkon12 (gekkon12) wrote,
gekkon12
gekkon12

Categories:

Единственный правильный подход в обучении и воспитании человека

Единственный правильный подход в обучении и воспитании человека

 это личностно ориентированный подход.

Единственный способ сделать народ добродетельным – это дать ему свободу;

рабство порождает все пороки, истинная свобода очищает душу.   П. Буаст

Ускоряющееся развитие человечества, с  его опасными тенденциями как ныне, всё настойчивее требует формирования в человеке не типичного, как диктуют существующие социальные системы, чтобы получить хорошо управляемую и послушную рабочую силу, а ярко индивидуального, позволяющего человеку стать и оставаться самим собой в нестабильном и далеко не идеальном социуме, тем самым, правильно развиваясь, своей творческой деятельностью и проявлением в ней лучшего, изначального себя, стабилизируя и исправляя его (социум).  

Поэтому современная школа  и все образовательные учреждения остро нуждаются в гуманизации  отношений детей, молодёжи и взрослых, в переустройстве  ее смысла, сути и жизнедеятельности в целом.

Отсюда очевидна необходимость построения и продвижения, личностно ориентированных систем обучения и альтернативных программ саморазвития , а так же создание условий для правильного, гармоничного развития и воспитания учеников,  изучая и бережно оберегая их формирующуюся психологию и будущую личность как индивидуальную единицу правильного социума - гуманного и гармоничного  общества.

Для этого необходимо систематизировать и развивать уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе.

Значит, настало время ответить на следующие вопросы:

— Что такое личностно ориентированный подход?

— Чем он отличается от традиционных подходов?

— Из каких компонентов он складывается?

    



Правильно ответить даже на первый вопрос нелегко, хотя частично ответ содержится в самом вопросе. Как ни покажется банальным, личностно ориентированный подход это прежде всего подход. Он стоит в одном ряду с возрастным, индивидуальным, деятельностном, коммуникативным, системным и другими подходами.

Тогда следует определить, что такое подход вообще? Изучение педагогической литературы не позволило в полной мере выяснить, что же все-таки педагоги-исследователи понимают под подходом, какой смысл вкладывается при использовании этого понятия. Это обстоятельство заставило обратиться к философии, где родились многие научные подходы, которые впоследствии стали использоваться педагогической наукой и практикой.

     Философы склонны понимать под подходом ориентацию человека в познавательной или образовательной деятельности. К примеру, применение системного подхода они увязывают с такой ориентацией человека, при которой преобразования рассматриваются как система.

В большинстве случаев человеческая деятельность строится на основе не одной, а нескольких ориентаций, которые должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация всегда является приоритетной, благодаря которой формируется качественное своеобразие почерка деятельности человека.

Большинство исследователей считают, что подход включает в свой состав три основных компонента.

 1. Основные понятия, используемые в процессе познания или преобразования.

 2. Принципы как исходные положения или главные правила осуществляемой деятельности.

 3. Приемы и методы построения процесса познания или преобразования.

Опираясь на воззрения философов, дадим определение личностно ориентированного подхода. Личностно ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

    В сформулированном определении мы попытались отразить сущность личностно ориентированного подхода и выделить наиболее важные его аспекты, такие, как:

   — личностно ориентированный подход является прежде всего ориентацией в педагогической деятельности;

    — он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;

  — данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося.

 Определение понятия и сущностных характеристик личностно ориентированного подхода позволяет ответить на второй вопрос: чем он отличается от традиционных подходов?

Покажем главное его отличие от такого традиционного подхода, как индивидуальный. Использование в педагогической деятельности и того и другого подходов предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка.

Однако при применении личностно ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, а при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка — освоение учащимися социального опыта, т.е. знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для каждого воспитанника. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго — с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

     Теперь ответим на третий вопрос: из каких компонентов складывается личностно ориентированный подход?

С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.

     Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности.

      К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие:

      — индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

     — личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

     — самоактуализированная личность —

человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

     — самовыражение — процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;

     — субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

     — субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектами обладающие активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

    — Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

   — выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

   — педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением (О.С.Газман, Т.В.Фролова).

    Вторая составляющая исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся.

     Назовем принципы личностно ориентированного подхода.

     Принцип самоактуализаци. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

     Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

     Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его субъектного опыта.

   Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

    Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника.

    Принцип доверия и поддержки.  Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

   Третья составляющая технологическая. Она включает в себя наиболее соответствующие данной ориентации способы педагогической деятельности.

Технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В.Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

    — диалогичность;

    — деятельностно - творческий характер;

    — направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

  — представление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

    Большинство педагогов включают в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации.

Использование личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников, как полагает Т.В.Фролова, невозможно без применения методов диагностики и самодиагоностики.

    Задачей педагога, работающего с ребенком методами педагогической поддержки, является нахождение такого типа отношений, при котором ребенок, с одной стороны, остается в ответственной позиции по отношению к своим проблемам, а с другой - может получить поддержку педагога, когда собственных усилий уже недостаточно.

Причем поддержка осуществляется не как одолжение взрослого, а как заинтересованное взаимодействие партнеров - взрослого и ребенка, добровольно и заинтересованно объединивших свои усилия. Опыт показывает, что такой тип отношений может быть выстроен через договор.

Практика свидетельствует, что ребенок уходит от решения проблемы в нескольких случаях:

если от ее разрешения ничего в жизни ребенка не меняется (что толку поднимать руку и слушать учителя, если он все равно меня ненавидит?);

если его собственных сил не хватает для разрешения проблемы (что ни делай- ничего не выйдет);

если его лишили возможности самостоятельно действовать, а следовательно, сняли с него ответственность.

Ничего подобного невозможно сделать в договоре, поскольку договор строится на соотнесении личных интересов субъектов, и они объединяются вместе именно для того, чтобы реализовать собственный интерес. Субъекты дополняют друг друга, поэтому «недостаточность» одного восполняется возможностями другого.

     Договор строится на соотнесении взаимных обязательств и ответственностей.

   Договор - это открытое проявление доверия партнеров друг к другу, готовности к открытому обсуждению возникающих проблем и поиску совместного, обоюдно устраивающего решения.

Освоение педагогами договора как типа отношений, выстроенного на добровольности, паритетности, взаимном уважении и ответственности, позволит взрослому более глубоко освоить договорную этику и показать ребенку образец разрешения противоречий на гуманистической основе, исключающей насилие и манипуляцию личностью.

Договор становится естественным и эффективным средством педагогической поддержки, поскольку эта деятельность напрямую сопряжена с разрешением проблемных ситуаций и конфликтов. Для освоения данного средства одновременно важны соответствующая установка педагога на ребенка и взаимодействие с ним, стремление самосовершенствоваться в развитии гуманистических отношений и овладение специальными знаниями и технологиями, позволяющими выстраивать профессиональную деятельность адекватно заявляемым целям.

Вывод:

Личностно - ориентированный подходэто методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

      Основные понятия:

         1. Индивидуальность;

         2. Личность;

         3. Самоактуализация личности;

         4. Самовыражение;

         5. Субъект;

         6. Субъективность;

         7. Я – концепция;

         8. Выбор;

         9. Педагогическая поддержка.

Принципы:

• Самоактуализации

• Индивидуальности

• Субъективности

• Выбора

• Творчества и успеха

• Доверия и поддержки.

  Методы и приемы:

 — диалогичность;

 — деятельностно - творческий характер;

 — направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

 — представление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.



Tags: личностно ориентированный подход
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments