Category: дети

Category was added automatically. Read all entries about "дети".

Геккон3

Развитие мышления и воображения через рисование ()

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентированно на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок и так уже умеет делать. 

Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.


Потребность в целенаправленном формировании логического мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами.

Проблема состоит в том, что учащимся для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления.

Одним из видов такой деятельности, где развиваются элементы логического  и творческого мышления, является рисование.

 В процессе рисования происходит развитие человека его познавательных процессов, в процессе рисования с натуры происходит собственное ощущение и раскрытие таких понятий как цвет, объем, пространство и т.д.

На занятиях рисования с натуры ученик не должен лукавить, выдумывать, сочинять он должен откликаться своими переживаниями на то, что его волнует в данной натуре, но выражать это в своем рисунке грамотно.

Развивающееся пространственное и образное мышление во время работы с натуры заставляет человека по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по-новому его отображать в своих рисунках.


Методика преподавания рисования в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, композиции и т.д. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

 

Уроки рисования являются еще одним эффективным средством развития логического мышления у детей младшего школьного возраста. Уроки изобразительного искусства не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это – основная задача личностно-ориентированного обучения.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

Целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов: математики, физики и т.д.

 В учебном процессе познание натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета.

При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Таким образом, педагогическими условиями развития логического мышления у детей младшего школьного возраста являются: включение детей в деятельность, в ходе которой могла бы ярко проявиться их активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, использование различных средств и методов, обучение школьников сравнивать, обобщать, анализировать, обучение и развитие логического мышления младших школьников должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства, использование разнообразных развивающих материалов.

Составлено на основе http://www.bestreferat.ru/referat-137086.html

Коррекция негативных эмоциональных комплексов через рисование у детей


Collapse )
Геккон3

Корневые пороки образования

Оригинал взят у gekkon12
И сотворили Школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде.
 


И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. Дети отбились от рук. Они бегут из дома, ищут приключений. Они становятся практичны, самоуверенны и упорны без помощи школы и даже вопреки ей. И разрушилась Школа, которая была сотворена по наущению дьявола.


Адольф Ферьер (начало XX века, Швейцария)

Геккон3

Искусство воспитания и антропософские идеи

 Нам так же, очень близки и антропософские образовательные идеи, в частности, важность целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов для развития человека. Обучение в такой школе строится в соответствии с принципом: «сначала художественное, а затем из него интеллектуальное». Кстати, и саму педагогику последователи этих идей считают не наукой, а скорее искусством — искусством воспитания.

В наше время деятельность антропософского движения в сфере образования охватывает сотни школ и образовательных учреждений, хотя многие продолжают считать его мистической сектой, интересы которой лежат в области потустороннего. Среди специалистов принято описывать антропософский подход к образованию как базирующийся целиком на интуиции, а не на научно-рационалистическом мышлении. Вместе с тем, антропософское движение предлагает осуществить кардинальные реформы в области воспитания, коренным образом изменив и саму школу, и жизнь, протекающую в ее стенах; изменения эти касаются, в том числе и такой важной проблемы как ликвидация репрессивного начала в процессе образования и воспитания.

Известно, что основатель антропософии Р. Штайнер описывал антропософское учение как «тропу познания», призванную направлять «духовное в человеке к духовному в мире». В 1884–1890 гг. Штайнер был домашним учителем у семьи Шперт в Вене. Один из детей, находящихся под его попечением, больной водянкой, считался физически и умственно отсталым. В результате последовательного, систематического труда и огромного терпения Штайнера, ребенок достиг того уровня, при котором смог нормально функционировать. Этот факт послужил основанием его дальнейших поисков в направлении гуманизации образования. До сих пор личность и учение Штайнера вызывают споры, однако его вклад в систему образования признан фактически повсеместно.

Раскрывая суть антропософского гуманизма, Штайнер говорит: «Вопрос о том, является ли человек свободным существом, является неправомерным. Философы, ставящие вопрос о свободе в такой форме, никогда не смогут прийти к однозначному выводу, поскольку человек на нынешней стадии его развития не может считаться ни свободным, ни несвободным; он находится на пути к свободе». Таким образом, говоря о развитии человека, Штайнер имеет в виду не жизненную стезю отдельной личности и события, происходящие на ее протяжении, но путь, проделываемый человеческим родом как коллективом посредством реинкарнации составляющих его особей. Можно сказать, что и особи и отдельные личности обладают «биографиями», позволяющими объяснить их состояние на данный момент времени. В этом смысле «добро и зло» превращаются в относительные понятия.

В прошлом кроется объяснение состояния человека в настоящем, а настоящее позволяет определить будущее.

При этом, на взгляд Штайнера, переход человека на высшие ступени духовного развития происходит именно благодаря мышлению — следует уточнить: свободному мышлению, а не чувству. Штайнер также подчеркивает особую роль авторитета в процессе познания ребенком окружающего мира, которое осуществляется при посредстве «значимых» людей в его окружении. На человека, обладающего таким авторитетом, ложится, по его мнению, тяжкая ответственность: он должен раскрыть ребенку мир. С этой точки зрения важная роль авторитета понятна не только в связи с проблемами «добра и зла», «страха» и «уверенности», но и в контексте способности ребенка ощущать связь с реальным миром. Педагог лично отвечает за свои действия, каковы бы ни были их результаты, о каждом из них ему предстоит дать отчет. В этом смысле педагог, подобно своему ученику, подчинен законам вселенной и судьбы; единственная разница между ними определяется тем отрезком времени, на котором находится каждый из них.

Формулируя свой знаменитый антропософский парадокс, Штайнер пишет: «Антропософия учит нас говорить о реальности, считающейся сегодня нереальной»

Геккон3

Свободные школы

Александр Нилл, организатор школы «Саммерхилл» в Англии, говорил: «Не бывает ленивых учеников, бывают скучные школы». Эти слова можно считать девизом обширного семейства школ, относящих себя к категории «свободных». Обычно они являются частными, поскольку с трудом вписываются в административные рамки любого государства.

Для «свободных школ» в порядке вещей предоставлять возможность школьникам любого возраста самостоятельно решать, что им делать, когда, где и как заниматься выбранным делом. При этом все учатся с большой охотой и полной концентрацией внимания. Взрослые и дети собираются вместе по своей инициативе, что-то обсуждают, читают, играют, работают в мастерских. В одно и то же время кто-то может изучать химию, математику или другой предмет, кто-то играть в шахматы, а кто-то — заниматься обустройством общей жизни. Но, как ни странно, свобода выбора вовсе не приводит к тому, что ученики делают лишь то, что им легко дается. Опыт показывает, что дети сами хотят знать свои сильные и слабые стороны и готовы упорно работать над собственным развитием. Даже младшие воспитанники «свободной школы» знают, что они и только они сами отвечают за свое образование. Взросление в условиях большой ответственности дает им уверенность в собственных способностях и силах. Одна из серьезнейших проблем современной традиционной школы — мотивация. Самомотивация, развиваемая в «свободной школе», — пожалуй, основное ее достижение.

В основе школы свободного развития лежат идеи Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, К.Н.Вентцеля, других педагогов - приверженцев естественного воспитания и обучения.

В начале 1990-х годов идеи свободного развития получили распространение среди педагогов и родителей, желающих обучать своих детей без обычного школьного авторитаризма. Практическое воплощение образования, опирающегося на природосообразность, свободу выбора и приоритет детских образовательных ценностей выразилось в создании Школы свободного развития - авторской школы А.В.Хуторского, который стал её учредителем и директором.

Школа работала с 1992 по 1997 г. в п.Черноголовка Московской обл. На её базе велось экспериментальное обучение, проводились семинары для педагогов из других школ и городов. В результате под научным руководством А.В.Хуторского в разных городах России стали создаваться небольшие школы семейного типа, учредителями которых часто выступали родители детей: Школа индивидуального развития "Мыслитель" (Е.М. и Е.А.Николаевы, г.Москва), Школа "Диалог" (Е.Букова, г.Сосновый Бор), Школа интенсивного развития (М.Т.Сочень, г.Пермь), Лицей "Троице-Лыково" (О.Цой, О.Проценко, г.Москва) и др.

В результате опытно-экспериментальной деятельности разработаны теоретико-дидактические направления человеко и природосообразного обучения, учебные программы и методические рекомендации для учителей.

Школа свободного развития в ходе становления дополнилась эвристическим содержанием, согласно которому ученики не только гармонично развивались, но и учились действовать продуктивно, то есть создавать образовательную продукцию, развивая при этом соответствующие личностные качества.

Collapse )